Вы находитесь: Домашняя > Производство > Бизнес на выращивании зерновых

Аптечный бизнес

Объем лекарственного рынка в России, по оценкам экспертов, в розничных ценах вырос за год больше, чем на 25% ($7,9 млрд. в 2005 году против $6,3 млрд. в 2004). Причем, можно отметить всё увеличивающийся вклад регионов в такие показатели роста рынка, — в крупных городах страны его объём вырос на 20-25%, в то время как в Москве прирост составил порядка 18%.

Однако это не говорит о стагнации аптечного бизнеса в столице – доля Москвы в общероссийском объеме лекарственного рынка по-прежнему очень высока и составляет около его четверти. Некоторое же снижение темпов роста можно объяснить большей развитостью московского аптечного рынка по сравнению с региональными. О зрелости московского рынка говорит как общее количество аптек в столичном регионе, так и разнообразие представленных здесь форматов – от мобильных аптек и киосков в метрополитене до крупных сетевых универсальных аптечных супермаркетов.

По словам руководителя отдела маркетинговых исследований ЦМИ «Фармэксперт» Давида Мелика-Гусейнова, на одну аптеку в Москве и Московской области приходится 2,5-6 тыс. человек, всего же здесь работает уже около 700 стационарных и 600 муниципальных аптек (без учета небольших киосков и аптечных пунктов) – эти показатели аналогичны показателям в развитых западных странах.

На долю сетевых игроков в Москве приходится 40% всего аптечного рынка. Наибольшее число аптек у  компаний «36,6», «Ригла», «Доктор Столетов», «ОЗ», «Старый лекарь», «Биотэк», «Фармир», «ЗЕМ фарм» и «Самсон-Фарма», общее же их количество уже переваливает за 500 торговых точек. Кроме того, уже в ближайшее время на рынке может появиться еще и крупный государственный игрок. Правительство Москвы выпустило соответствующее постановление от 31 декабря 2004 года, которое предполагает объединение 233 государственных аптечных предприятия с филиалами в ГУП «Столичные аптеки», чтобы работать под единым брендом. Специалисты центра исследований «Фармэксперт» оценивают потенциальную долю нового игрока в 25% розничного рынка столицы. Аналогичные объединения происходят и в других регионах страны.

Лидеры рынка предпочитают развивать формат аптечного супермаркета – магазины с открытой формой торговли, где в свободном доступе выставляются безрецептурные лекарства, а также лечебная косметика, БАДы, средства гигиены, товары для мам и детей и прочие сопутствующие товары. Лекарства же, отпускаемые по рецептам, покупатели получают в классическом формате – через прилавок  из рук фармацевта.

– Мы первыми начали продвигать формат открытой торговли в аптечном бизнесе, — рассказывает Антон Парканский, исполнительный директор аптечной сети «36,6». – Открытая выкладка позволяет увеличить продажи в среднем на 20-30% за счет возможности размещения большего количества  товаров в торговом зале и расширения ассортимента за счет сопутствующих товаров. Кроме того, покупатель чувствует себя свободнее в таких магазинах.

Увеличение объемов продаж достигается при умелом подборе товаров и соблюдении законов мерчендайзинга практически безусловно. Это объясняет тот факт, что все больше аптек переходят на открытую форму торговли, считая ее наиболее перспективной:

– Мы на рынке уже более шести лет и начинали развиваться с традиционной формой торговли через прилавок, – говорит исполнительный директор компании «Витим и Ко» Алексей Скрыпников. – Однако нам интересен формат аптечных супермаркетов и уже в этом году в наших планах открытие нескольких аптек под брендом «Старый лекарь», которые будут работать по принципу самообслуживания.

В Московском метрополитене сейчас наблюдается возрождение сети аптечных киосков «Итэк», которой в начале 2005 года городские власти разрешили иметь по одному киоску в каждом вестибюле, частично отменив собственный запрет на торговлю в метро, который вступил в силу осенью 2004 года. Тогда исключения на торговлю были сделаны только для газетных киосков и распространителей театральных билетов. Стоит отметить, что после ввода таких ограничений из 35 аптечных киосков «Итэка» уцелели только 10, в результате чего продажи сети сократились на 60%.

Аптеки «на колесах» также знакомы москвичам – их развивает сеть «Народная аптека М». По словам экспертов, у мобильных есть свой покупатель, главным же минусом

– У мобильных аптек есть свои постоянные покупатели, – отмечает Давид Мелик-Гусейнов, – однако в последнее время большинство людей предпочитают покупать лекарства в стационарных аптеках: у «автолавок» очень ограничен ассортимент.

Учитывая, что аптечный рынок в столице поделен крупными игроками, новичку будет непросто конкурировать с лидерами. Поэтому, прежде чем начать бизнес в сфере торговли лекарствами необходимо четко разработать стратегию своего развития, выбрать форму работы и формат торговли, местоположение и целевую аудиторию, рассмотреть возможность предложения уникальных услуг.

Директор по развитию сети «ЗЕМ фарм» Сергей Панкратов отрицает сложившееся у многих предвзятое мнение о сверхприбылях аптечного бизнеса. Ежемесячная прибыль средней частной аптеки, работающей в классическом формате, в осеннее-зимний период редко превышает $5 тыс., сетевикам с открытой формой торговли удается зарабатывать с одной аптеки до $7 тыс. в месяц. Таких цифр удается достичь при товарообороте в $25-30 тыс. в месяц.

Довольно низкие по сравнению с западными странами показатели заработка объясняются государственным регулированием аптечного рынка в России и ценовым характером этого регулирования. Например, предельная торговая надбавка на лекарства в Москве – 23% к оптовой цене, в среднем по стране этот показатель колеблется в пределах 25-30%. Именно поэтому цены на лекарства в разных аптеках обычно находятся примерно на одном уровне в разных аптеках, вне зависимости от их принадлежности какой-либо сети.

Цена выхода и закрепления на рынке может быть для многих инвесторов непомерно высокой – открытие одной аптеке в столице может обойтись предпринимателю в $50-85 тыс. Сумма варьируется в зависимости от выбранного местоположения точки и качества ее ремонта и оснащения. В эту сумму входит также оплата аренды и получение необходимых разрешений и лицензий. Однако и этих вливаний вряд ли будет достаточно, так как до начала настоящей прибыльной работы аптеки может понадобиться немало времени, когда необходимо будет закупать товар и оплачивать труд персонала. Давид Мелик-Гусейнов считает, что сумма, необходимая для закрепления на рынке может достигать $500 тыс.

Первостепенным вопросом для нового игрока, пожалуй, должен стать выбор формы вхождения на аптечный рынок: развиваться ли самому с сохранением независимости или же, используя франчайзинговые схемы, войти в состав уже существующей сети. При этом в первом случае нужно понимать низкие шансы на успех в конкурентной борьбе с крупными игроками в сегменте универсальных аптек и по возможности создать нишевое предложение. При вхождении же в сеть необходимо учитывать некие стандарты работы сети, которые нужно будет соблюдать и которые не всегда согласуется с интересами инвестора.

Крупные сети также заинтересованы в сотрудничестве с инвестором, готовым вложить в бизнес деньги и предоставить  подходящее помещение.

Алексей Скрыпников, один из руководителей сети «Старый лекарь», среди плюсов для франчайзи выделяет сокращение срока возврата инвестиций, поддержку при открытии аптеки и запуска бизнеса.

Из других плюсов работы в качестве франчайзи – работа с дистрибьюторами сетевиков, отсутствие затрат на рекламу.

Крупные производители фармпрепаратов не занимаются продажей лекарств непосредственно аптекам – все поставки осуществляются через дистрибьюторов, – подтверждает Давид Мелик-Гусейнов. – Поэтому единичному игроку сотрудничество с сетями безусловно выгодно за счет особых условий взаимодействия с уполномоченным дистрибьютором, уже работающего с сетью на льготных ценовых условиях.

Альтернативой франчайзинговому механизму вхождения в сеть может стать вступление в одну из фармацевтических некоммерческих ассоциаций «СоюзФарма» или «Фармир», афилированных с крупными дистрибьюторами лекарств «Протек» и «СИА Интернешнл». Войти в состав таких ассоциаций могут уже работающие аптеки, при этом они сохраняют свою юридическую самостоятельность и могут сами формировать ассортимент и заниматься ценообразованием. Основатели ассоциации в этом случае дают гарантии на поставку товаров, но не запрещают пользоваться услугами других поставшиков.

Если инвестор предпочитает двигаться по пути самостоятельного развития и независимости от крупных сетей, то ему имеет смысл подумать о создании нишевой аптеки или предложить покупателю свое ноу-хау. По такому пути уже начали движение многие небольшие игроки и частные аптеки, открывая специализированные точки, рассчитанные на определенный сегмент рынка – товары для диабетиков, гомеопатические препараты, спортивное питание или товары для детей.

В подтверждение правильности этого утверждения, Давид Мелик-Гусейнов приводит в пример московскую аптечную сеть «Самсон-фарма», годовой оборот шести магазинов которой превышает оборот региональной сети «Курган-фармация», имеющей 225 аптек. «Самсон-фарма» работает в узкой нише торговли дорогостоящих препаратов для онкологических больных.

Другим примером нишевой специализации можно назвать открывающиеся сейчас в Подмосковье и Северо-Западном регионе аптеки компании «Протек». Эти аптеки обещают снабжать больных лекарствами по льготным рецептам в рамках государственной программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Государство оплачивает установленную 25%-ную торговую наценку, которая делятся между собой дистрибьютором и аптекой. По оценкам экспертов, уже в 2006 году программа ДЛО имеет  все шансы стать самым стабильным сегментом аптечного рынка для компаний, вошедших в нее – только в этом году на реализацию программы из средств федерального бюджета планируется потратить около $1 млрд.

Консультационный центр прямо в аптеке, который дает возможность получить советы врача здесь же, — пример того «ноу-хау», который уже апробировался некоторыми участниками рынка в России.

Давид Мелик-Гусейнов констатирует факт невнимательного отношения россиян к собственному здоровью. Многие наши соотечественники предпочитают заниматься самолечением или спрашивать у провизора в аптеке совета о лучшем курсе лечения. Возможно поэтому, вместе с ростом благосостояния населения растет и потребление дорогостоящих импортных препаратов – непривыкшие посещать врача, россияне больше, чем кто-либо, подвержены влиянию рекламы. По результатам проведенных в аптеках опросов, не имеющие рецептов наши соотечественники в 50% случаев консультируются с провизором, а более 40% посетителей аптек хотели бы получить консультацию врача прямо в аптеке.

В настоящее время можно констатировать тот факт, что аптечный рынок в Москве близок к насыщению, что заставляет крупнейших игроков искать новые пути дальнейшего развития, выходя на региональные рынки.

По словам Антона Парканского, в планах компании «36,6» — занять 10-15% аптечного рынка России к 2008 году и увеличить объем продаж в этом году до $1 млрд.

– К этому моменту мы планируем присутствовать во всех российских городах с населением более 500 тыс. человек, – добавляет он.

Кроме сети «36,6» экспансию в регионы начали также «О3» и «Ригла». К 2008 году, как полагают специалисты ЦМИ «Фармэксперт», к крупнейшим сетям отойдет около 60% всего аптечного рынка России. Уже в этом году предвидится появление первых двух-трех национальных сетей, которые будут представлены во всех федеральных округах России и в большинстве субъектов РФ, считает Давид Мелик-Гусейнов.

– У несетевых аптек с удачным местоположением или с хорошим персоналом, способным обеспечить покупателям индивидуальный подход, есть все шансы удачно сосуществовать с крупными сетями, – считает директор по развитию сети «ЗЕМ фарм» Сергей Панкратов. – Также могут остаться на плаву узкоспециализированные аптеки.

 Примечательно, что региональная экспансия имеет и противодействие – инорегиональные сети, в свою очередь, открывают аптеки в Москве. Например, питерская сеть «Первая помощь» и самарская «Имплозия» уже имеют по несколько своих аптек в столице. А в 2004 году московская сеть «Народная аптека» была приобретена другой питерской компанией –  «Натур продукт».

Интересен российский рынок лекарств и зарубежным фармацевтическим сетям. Соответствующие исследования рынка были проведены сразу несколькими международными игроками фармацевтического рынка в 2005 году.


Получать статьи на e-mail:

Теги: , , ,

  • RSS

Оставьте отзыв