Вы находитесь: Домашняя > Услуги > Как открыть коллекторское агенство

Как открыть коллекторское агенство

Развитие частного бизнеса неизбежно потянуло за собой рост кредитования населения, желающего стать предпринимателями и не только. По оценкам 80 процентов трудоспособного населения воспользовалось возможностью взять потребительский кредит.

По официальной статистике банков, 5% выданных кредитов не возвращаются. По мнению экспертов – не возвращается 15% кредита, возьмем среднее и получим уверенные 10%. Эти 10% весьма утешают тех, кто видит в них, в этих цифрах громадный, а главное, пока не перегруженный профессионалами рынок для компаний, бизнес которых заключается в сборе долгов с нерадивых должников.

Речь, конечно, о коллекторском бизнесе.

Высокая емкость рынка (свыше 200 000 млн. долл.) и низкие входные барьеры обуславливают особую привлекательность коллекторского рынка. В настоящее время, для того, чтобы открыть коллекторское агентство, то есть, по сути, агенство по сбору долгов, не требуется никаких разрешений и лицензий. Стандартный набор – офис (желательно), стол, стул, оргтехника, естественно, телефон и транспортное средство (для выезда к должникам) и вы готовы приступить к работе на благо кредиторов.

Это патетика. Переходим к фактам.

Доход коллекторской компании составляет определенный процент погашенных вашими усилиями долгов. Размер его варьируется от 10 до 50% в зависимости от многих факторов, как то – срока задолженности, региона и собственно личности самого должника. В среднем ставка вознаграждения агентства составляет 25-30% от реально погашенных сумм.

И вот, вы начинаете. Первый ваш шаг после регистрации компании- найти заказчика, который не побоится доверить вам работу по взысканию долгов со своих необязательных клиентов. Крупным коллекторным компаниям намного выгоднее работать с юридическими лицами, но молодые компании охотно берутся за любые дела, в том числе и с физическими лицами, обратившимися к ним. Но основные клиенты, конечно, все-таки юридические лица, среди которых и стоит начать поиск первого клиента вашей компании.

Потенциальных заказчиков можно разделить на ряд категорий, в частности, кредитные учреждения и банки, компании – операторы сотовой связи и страховые компании, крупные торговые компании и организации из сферы ЖКХ. Многие мощные, а значит лакомые для вас компании обычно, или имеют свой отдел по сбору долгов, или уже являются клиентами других коллекторских фирм.

Но, возможно, предложить свои услуги им все-таки не помешает, особенно, если вы уверены в своем профессионализме. В этом случае можно еще предложить поработать с клиентами, которых ваши конкуренты записали в безнадежные. Если вам удастся вернуть хотя бы часть таких долгов, то тогда, возможно, после этого вы получите первый пробный заказ.

Вот и начинается ваша основная деятельность – непосредственная работа с должниками.

В первую очередь необходимо рассортировать полученные данные о долгах по времени просрочки платежа. Вероятность возвращения долга намного выше, если этот срок короче. Для долгов, возврат которых был просрочен на более длительные сроки, шанс возврата пропорционально уменьшается. К примеру, если долг просрочен на срок до 30 дней, размер возврата доходит до 80%, с повышением срока просрочки платежа также уменьшаются и шансы его выплаты. Задолженность делится на «раннюю» – 60-120 дней и «позднюю» – 120-180.

Также не мешает обратить внимание на должников, с которыми проводилась работа отделом по сбору долгов заказчика. Вероятность успешной работы по таким делам в лучшем случае 40%, по этой причине коллекторские агентства стремятся, чтобы в переданной им базе таких клиентов было бы как можно меньше, а лучше не было бы совсем.

При стандартном потоке долгов, требующих работы по ним, положительный результат может доходить до 60-70%. При стандартной комиссии 25% уже можно определить суммарный объем необходимых вам заказов для того, чтобы агентство начало окупаться.

Но, не будем отвлекаться. После сортировки долгов приходит время переходить к общению с должниками. Сначала используются деликатные и малоэнергозатратные способы – обзванивание клиентов и рассылка SMS сообщений с напоминаниями о долге. Результаты таких действий обычно позволяют уже рассортировать должников по основным типам:

Забывчивые – то есть, люди просто неорганизованные, относящиеся к долгам без должной серьезности, не придающие таким «мелочам» особого значения.

Должники в силу форс мажорных обстоятельств – внезапная болезнь, потеря работы, банкротство и прочие, не зависящие от них моменты жизни, радикально повлиявшие на платежеспособность должника.

«Борцы за справедливость», которых, якобы, не предупреждали о таких завышенных процентах заранее, и, на этом основании, отказывающиеся платить.

Мошенники – лица, которые знали, что они не смогут или не захотят отдать кредит еще до его получения. К счастью процент их невелик, но тем не менее присутствует.

Не вызывает сомнений, что работа с должниками должна проводиться с учетом того, к какой категории они относятся. Для некоторых – достаточно телефонного звонка с разъяснениями негативных последствий в случае продолжения задержки выплаты долга, но, с большей частью неплательщиков все-таки придется встретиться лично.

Далее идут – разъяснительная работа с близкими родственниками, расклеивание объявлений в подъезде (ставка на то, что должник устыдится соседей), или, по тому же принципу, отправка должнику на работу уведомления об уклонении от погашения долга (принцип тот же, что и с соседями).

Испортить жизнь должнику для опытной коллекторной компании не составляет труда вполне законными методами, включая ограничение выезда неплательщика за рубеж.

Правда, к этому вы придете уже на последнем этапе борьбы, судебном. И потому, без юриста уже просто не обойтись. Поэтому и зачастую коллекторские услуги оказывают юридические компании. Суд обычно принимает сторону кредитора. На имущество должника накладывается арест, и оно продается на аукционе, должник обязывается выплатить всю задолженность, включая проценты и штрафы. Но, это уже сугубо технические подробности.

До суда обычно стараются дело все-таки не доводить. Очень сильный стимул для погашения долга – это доставленная судебная повестка. Получается, что деятельность коллекторских компаний в основном связана с досудебными методами сбора долгов. Что влечет за собой потребность в профессионалах, владеющих психологическими навыками работы с людьми и достаточно толстокожими для того, чтобы выдерживать потоки трагических повествований, а зачастую и агрессии, неизбежных в этом неблагодарном деле.

Какой же персонал вам необходим? Персонал для коллекторского агентства. Если компания достаточно крупная, то кроме руководителя и бухгалтера, как правило, имеется call-ценнтр (обычно подрабатывающие студенты), юристы (отдел), специалисты по исполнительному производству, служба выезда и курьер.

Оплата труда, как сдельная, так и фиксированная. Фиксированная, обычно у служащих компании, обзванивающих должников. Непосредственно встречающиеся с клиентами коллекторы получают 15-20% от итогового вознаграждения за работу, юристы-20-30%. Конечно это приблизительные цифры, каждая компания решает, как вознаграждать своих сотрудников по- своему.

Конечно, есть еще множество нюансов, известных профессионалам, но и они когда-то с чего-то начинали. И лучше уж начинать тогда, когда рынок не пресытился подобного рода услугами.


Получать статьи на e-mail:

Теги: ,

  • RSS

Оставьте отзыв