Вы находитесь: Домашняя > Производство > Бизнес на выращивании зерновых

Как создать мотосервис

         В наше время количество мотоциклов неумолимо растёт, поэтому мотоциклетный бум, который сейчас охватил столицу прямое подтверждение этому. По некоторым официальным данным количество мотоциклов с каждым годом увеличивается примерно в три раза. Следовательно, количество механиков, которые обслуживают эти машины должно тоже соответственно увеличиваться. Но в жизни дело состоит совершенно по-другому — специализированных сервисов, к сожаление, не так много.

На старт!  Мотосервис – это яркий пример того, как хобби становится собственным бизнесом. Для этого необходимо всего две вещи: спрос на данный вид услуг и клиентская база из друзей  и знакомых. Открытие мотосервиса не требует больших капиталовложений, что тоже имеет большое значение. Например, Павел Филлипов, коротому сейчас 27 лет, в студенческие годы с друзьями занимался ремонтом  «Уралов». Уже пять лет он возглавляет собственную компанию «Моторемонт». Еще одним ярким примером, того как хобби стало основным источником доходов, есть Алексей Кочелаевский, управляющий сервисом «Мото Ру». По вечерам, после работы он обслуживал мотоциклы. Его невинное хобби стало занимать всё больше времени, пока не переросло в основной вид занятий.

  Впрочем, можно обойтись и без гаражно-ремонтного опыта. Если есть опыт, то можно сразу открывать сервис. Александр Шиьенков, Виталий Зверев и Игорь Кофф, основатели компании «Зорге, 13», которая также известна как клуб любителей спортивно-туристических мотоциклов Honda Blackbird, или «дроздов», обошлись без гаражно-любительского периода и сразу наладили полноценный мотосервис. Правда, у них за плечами был огромный опыт – все они были профессиональными механиками.

По словам Александра Шибенкова идея о создании собственного сервиса родилась у него, когда понял, что надо начинать свое дело. «Тогда я бросил старую работу», — говорить Александр, — «и с товарищем Виталием, у которого была своя база по ремонту автомобилей, запустили «Зорге, 13». Может возникнуть вопрос:  почему мотоциклы? Ответ очень прост —  по образованию мы оба механики и к тому же мотоциклисты. Поэтому было принято, решение: попробовать свои силы в этой сфере. К тому же, определенные марки мы знали отлично, и у нас уже был большой круг знакомых, которые к нам приезжали. Кроме того, у Игоря уже была своя, достаточно раскрученная компания «Пластикоф». Эта компания занималась восстановлением и покраской мотоциклетного пластика. Так и началась наша совместная работа, которая длится уже больше двух лет.

Для начала работы необходимо сделать расчеты, например: для старта с привлечением наёмной рабочей силы потребуется от 150 тыс. руб., большая часть которых пойдёт на аренду помещения. Поскольку, если работать не в одиночку, то для дополнительных рабочих мест, места для приёма клиентов, склада и других подсобных помещений понадобится площадь. Также необходимо приобрести шиномонтажное оборудование (от 200 тыс.руб.), аппаратуру для аргонной сварки (от 60 тыс.руб.) и расходный материал на первое время, который постепенно нужно будет расширять (от 50 тыс.руб.) и мотохимию: масла для двигателей и вилок, тормозную жидкость, антифриз.

  Знай и имей.

Московский мотосервис средней величины обслуживают от трёх до пяти механиков, кроме того в его штат входит: управляющий, человек, который ведёт приём клиентов, занимается закупками и финансами, а также старший мастер, который управляет механиками и контролирует качество их работы. Результаты опросов свидетельствуют о том, что больших денег ремонт мотоциклов не приносит, однако все сотрудники мотосервиса получают гарантированный сносный заработок.

Например, посчитаем доходы: стандартный техосмотр, который делает клиент после покупки подержанного мотоцикла включает замену всех расходников и рабочих жидкостей. На этот объём работ хороший механик тратит около четырёх часов, а владелец байка – 30-35 тыс.руб. Большая  часть этих денег – стоимость комплектующих и только треть суммы – заработок механиков. Но есть и исключения. Так, сервис «Мото Ру» старается обеспечить максимальную реализацию расходников и запасных частей, поскольку является подразделением крупнейшего в России оптового продавца запчастей и экипировки. Управляющий этим сервисом Алексей Кочелаевский говорит: «Мой формат подразумевает пит-стоп. То есть поток, конвейер — это идеал». Главный девиз сервиса «Мото Ру»: «Чтобы все делалось быстро, аккуратно, правильно, с применением всех знаний и необходимых технических средств». Главным критерием работы есть то,  чтобы один мотоцикл уехал, а другой сразу заехал. Поэтому моторы в работу берутся в крайнем случае только у знакомых, и то только зимой, поскольку это невыгодно. Как говорят работники сервисов, что выгоднее шесть раз поменять масло, чем сделать один мотор. Закупка комплектующих материалов по дилерским ценам кардинально меняет картину бизнеса. «Реализация расходников», — по словам Алексея Кочелаевского, — «приносит сервису в четыре раза больше денег, чем их установка».

Впрочем, все стараются держать на складе как минимум самые ходовые позиции, поскольку даже низкая маржа от продажи комплектующих не лишает смысла торговлю ими. Поскольку, нормальный клиент готов переплатить за работу, лишь бы всё оказалось в одном месте. Особенно актуально иметь запас комплектующих в сезон, когда в магазинах они могут  просто отсутствовать. К товарам повышенного спроса относятся детали, которые  в первую очередь страдают при падениях, мотохимия, фильтры, колодки, звёзды и цепи. Номенклатура расходников для склада формируется исходя из специфики и личного опыта мотосервиса. Например, мотосервис «Зорге,13», который специализируется на «дроздах», всегда имеет всё, необходимое для ремонта мотоциклов этого вида. Поскольку, чем больше дефицитных расходников имеется на складе, тем больше довольных клиентов, а соответственно и прибыль сервиса.

Для развития успешного  бизнеса в ассортимент полезных услуг должны входить также сварка, шиномонтаж, эвакуация и зимнее хранение. Эти услуги даже при минимальной рентабельности повышают привлекательность сервиса и стимулируют рост заказов. Хотелось бы отметить, что сезонность отображается на организации бизнеса сервиса. Наибольший поток заказов наблюдается в апреле, а к лету загруженность немного падает, но остаётся на высоком уровне до конца мотосезона. В холодное время года преобладают следующие виды работ:  сложный ремонт, связанный с разборкой и регулировкой двигателей, восстановление пробитых  аппаратов, тюнинг, покраска. Кроме того, если в сервисе имеется эвакуатор, это большой плюс, поскольку многим клиентам нравится, если сервис может самостоятельно  забрать мотоцикл в ремонт или провести ремонт прямо на месте стоянки. Среди клиентов также пользуется популярностью услуга – хранение мотоциклов. Однако следует заметить, что эта услуга требует от владельцев сервиса повышенной ответственности и предоставления гарантий. Потому что известный случай, когда после пожара одного из зимних стойбищ дорогих мотоциклов много из них сгорело. Эксперты не рекомендуют повторять этот печальный опыт и владельцам мотосервисов нужно очень ответственно подходить к этому виду услуг.

Специальные льготные тарифы и профильный культпросвет способствуют увеличению количества зимних заказов. Поскольку заботливые мотоциклисты готовят свою машину заранее, чтобы весной она была готова к путешествиям. Но несмотря на то, что к каждому новому сезону сервисы готовятся очень тщательно и наращивают свои мощности, все равно весенний бум  повторяется. Мотосервисов просто не хватает, по этому о конкуренции в таких условия речь уже не идет.

Одной из главных составляющих успешного бизнеса не только моторемонта, но и в любом другом бизнесе есть человеческий фактор, то есть простое человеческое доверие. Поскольку все байкеры считают, что у мотоцикла – этого двухколёсного транспорта есть и душа и характер. Поэтому они тщательно следят за тем, кто и как обслуживает их машину. Как рассказывает Александр Шибенков, что владелец мотоцикла всегда хочет пообщаться с механиком, который будет обслуживать его транспорт. По словам Александра мотоциклом человек дорожит не так как машиной. Его в чьи-либо руки не отдадут, поэтому доверие надо заслужить. В свою очередь доверие заслуживают качественной и быстро сделанной работой. А сарафанное радио уже позаботится, чтобы добрая слава распространилась среди потенциальных клиентов.

Хорошей рекламной компанией для сервисов являются всевозможные акции, которые проводят их владельцы, это например «Дни дрозда» (сервис «Зорге,13»), выезд на природу, приуроченный к открытию сезона (сервис «Моторемонт»). Эти мероприятия, общения в неформальной обстановке, дают возможность байкерам ближе познакомиться с механиками и уже напрямую с ними работать.

Но найти хорошего механика и пригласить его работать в своём сервисе очень непросто, потому что средняя зарплата московского мотомастера около 30 тыс. руб.(сумма фиксированной ставки и сдельной части).  Многие владельцы мотосервисов из сожелением констатируют,  что их вакансии не могут конкурировать с другими, более оплачиваемыми и популярными вакансиями трудового рынка. Владельцы мотосервисов говорят, что за сезон реально можно зарабатывать 40-50 тыс.руб., причем работать в нормальном ритме, с обедом. Между тем, владельцы мотосервисов говорят, что не все механики готовы добросовестно заниматься делом. Большинство норовит опоздать и отлынивать, при этом лишаясь на штрафах до  15% заработка.

Проведенные опросы владельцев мотосервисов показали, что главная проблема их бизнеса – дефицит квалифицированного и добросовестного персонала. Ещё больше усугубляет ситуацию отсутствие учебных заведений, где готовят механиков по профилю «мото». Специалистов растят непосредственно на местах, набирая учеников из числа профессиональных механиков, механиков-любителей или просто энтузиастов без опыта. При принятии на работу главными требованиями работодателей к претендентам выступают ответственность и аккуратность. Принятый на работу стажер сначала трудиться под пристальным вниманием старших товарищей, и только после хорошо выполняемой работы и успешных проверок допускается к самостоятельной работе. Ошибки в работе просто не допускаются, иначе родной сервис на долго получает шлейф негативных характеристик и плохие отзывов на интернет-форумах.

Кроме указанной проблемы с кадрами в мотосервисном бизнесе есть и проблема повышенного травматизма во время проведения ремонтных работ. Это чисто мотоциклетная проблема, однако, она очень важная. Как указывает Павел Филиппов, что многие серьезные мотосервисы принципиально не берут ни очень молодых ребят, ни мотоциклистов. Потому, что когда начинается сезон некому работать, поскольку они травмируются на мотоциклах. Об этом свидетельствует печальная статистика. Один раз в сезон, как минимум, мотоциклист падает, и хорошо, если без травм. Вопрос  о том, где брать зрелых механиков, которые не катаются на мотоциклах ещё долго будет без чёткого ответа. В реальности владельцы мотосервисов готовы принять к себе на работу любого аккуратного и ответственного человека, который знает как выглядит гаечный ключ и отличает плюс от минуса. Остальное, при желании, можно выучить во время практической работы.

На данный момент, столичные мотосервисы, несмотря на большой объём работ, продолжают оставаться на уровне гаражей. Причиной этой ситуации служит нехватка людей и отсутствие льгот при кредитировании для малого бизнеса. Один из основных законов бизнеса – для большего заработка нужно больше вложенных средств, а у мотосервисов их нет. Все атрибуты бизнесовых компаний: комната для приёма клиентов, секретарша, кофемашина, кожаные диваны, просторные и светлые ремзоны могут быт только в планах и мечтах, потому что большой бизнес не спешит выходить на этот рынок. Однако участники рынка прогнозируют, что в скором будущем мотосервисы будут очень востребованы и на этом поприще появятся новые люди. Между тем эксперты предупреждают, что от мотобизнеса, основой которого являются личные контакты и доверие, не стоит ожидать быстрых финансовых успехов. Всем, кто начинает с нуля, эксперты рекомендуют в первый год, даже при очень хорошей организации, не ждать больших результатов и лёгкой работы. Зато, заработав хорошие рекомендации на протяжении года, в сезон вполне можно будет открывать  вторую смену.

 Всем, кто планирует открывать свои мотосервисы хочеться сказать,  что для повышения клиентской базы необходимы  личный контакт и доверие. Для того, чтоб в условия тотальной нехватки сервисов начинающая компания обрела себе большую клиентскую базу необходимо сделать хорошую рекламу и пиар, поскольку мест скопления мотоциклистов не очень много и все они хорошо известны.


Получать статьи на e-mail:

Теги: , , ,

  • RSS

Один ответ на “Как создать мотосервис”

  1. Муж задумывается об открытии мотосервиса. Вопрос в том, что город ку нас маленький, и непонятно, будет ли достаточно клиентов для стабильного дохода.

Оставьте отзыв